государственное автономное общеобразовательное учреждение чукотского автономного округа

чукотский окружной профильныи лицеи

Кабинет психолога

Уроки доброты посвящены проблеме понимания инвалидности и развитию уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • развитие морального сознания и компетентности обучающихся в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим людям независимо от их способностей или особенностей развития;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • воспитание гуманистических качеств личности;
  • изучение примеров жизни и успехов людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • формирование понимания, что достижение инклюзивного общества может быть достигнуто только в результате активной личной позиции каждого человека.

Урок 1. «Жизнь в движении»

Уровень общего образования, для которого проводится урок: основное общее образование.

Цель урока: формировать у детей представления об особенностях людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и этикете в общении с ними.

Задачи урока:

- способствовать формированию адекватного представления о возможностях людей с инвалидностью;

- формировать представления о языке и этикете в общении с людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Тип урока: беседа.

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций), игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация о жизни Стивена Хокинга, видеозапись репортажа о передвижениях по городу человека на коляске (https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/reportazh/dostupna-li-dostupnaya-sreda-dobroe-utro-fragment-vypuska-ot-13042016 ), листы бумаги, ручки.

 

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.

  1. Мини-лекция.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о людях с ограниченный мобильностью. По-другому из называют люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

Постарайтесь припомнить, кто из известных людей имеет врожденные нарушения опорно-двигательного аппарат, а кто приобрел ее в результате травмы, болезни и т.д.

Нарушения опорно-двигательного аппарата отмечаются у 5-7% детей. Основную массу среди них (89%) составляют дети с детским церебральным параличом. При данном заболевании нарушается тонус мышц: он высокий (тогда мышцы спазмированы), либо расслабленный (гипотонус). Часто при ДЦП наблюдается дрожание конечностей, трудность удержания позы. Это приводит к трудностям в осуществлении бытовой деятельности.

Степень двигательных ограничений бывает различной: некоторые могут передвигаться без использования вспомогательных устройств или с ортопедическими средствами (палочками, тростями), другие могут передвигаться только с помощью специальных устройств (на инвалидной коляске).

Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарат чаще других сталкиваются с физическим барьерами (отсутствие или недоступность пандуса, отсутствие подъемника, доступного туалета и т.д.) В то же время при организации доступной среды многие из них легко передвигаются по городу, летают ездят на поездах и т.д.

Далее педагог предлагает обучающимся просмотреть ролик о передвижениях человека на коляске.

Основной этап – 30 минут.

  1. Составление памятки по этикету общения с человеком, передвигающемся на коляске.

Дети делятся на команды по 5-7 человек и каждая команда должна составить памятку.

Затем проводится презентация составленных памяток и их обсуждение.

  1. Прослушивание рассказа о жизни ученого Стивена Хокинга. Рассказ.

«Стивен Уильям Хокинг появился на свет 8 января 1942 в Оксфорде, Великобритания. Отец будущего ученого, Фрэнк, занимался исследовательской деятельностью в центре медицины в Хампстеде, а мать, Изабель, работала в том же центре на должности секретаря. Кроме того, у четы Хокингов были также две дочери – Филипа и Мэри. Хокинги усыновили еще одного ребенка – Эдварда.

Хокинг окончил университет в родном Оксфорде, со степенью бакалавра в 1962 году. В 1966 стяжал ученую степень Доктора философии, окончив при университете г. Кембриджа колледж Тринити-холл.

В начале 60-х годов у Хокина была выявлена болезнь – боковой амиотрофический склероз, - которая стала быстро прогрессировать, и привела вскоре к полному параличу.

В 1965 году Стивен Хокинг женился на Джейн Уайлд. В этом браке появилось двое сыновей и дочь.

В 1985 году Хокингу провели операцию на горле, после которой ученый практически полностью утратил способность говорить, с тех пор ученый общается с помощь синтезатора речи, который разработали для него и подарили друзья. Также небольшая подвижность некоторое время оставалась в указательном пальце на правой руке ученого. Но вскоре подвижной в теле Хокинга осталась только одна из мимических мышц щеки; через установленный напротив этой мышцы датчик Стивен Хокинг совершает управление специальным компьютером, дающим возможность ученому общаться с теми, кто его окружает.

В 1991 году Хокинг развелся со своей первой супругой, а в 1995 женился на женщине, бывшей до этого его сиделкой, Элайн Мэнсон и был женат на ней 11 лет.

Практически полный паралич тела Хокинга не является преградой для ученого, предпочитающего вести насыщенную жизнь. Так, в апреле 2007-го, Стивен Хокинг испытал на себе условия полета в невесомости, совершив путешествие на специальном летательном средстве, а 2009-м даже собирался слетать в космос».

После прослушивания рассказа педагог предлагает обучающимся ответить на вопросы: Как вы думаете, можно ли Стивена Хокинга назвать человеком, занимающим активную жизненную позицию?

Заключительный этап - 5 минут

  1. Подведение итогов.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что нарушения опорно-двигательного аппарата создает ограничения в передвижении, но организация доступной среды, применение технических средств реабилитации позволяет людям вести полную жизнь.

 

Урок 2. «В темноте и тишине»

Уровень общего образования, для которого проводится урок: основное общее образование.

Цель урока: формировать у детей представления об особенностях слепоглухих людей и способах общения с ними.

Задачи урока:

- формировать представление о взаимодействии и сопровождения человека с нарушением слуха и зрения;

- обучать языку и этикету общения с людьми с инвалидностью по слуху и зрению;

- практическое ознакомление с особенностями восприятия окружающего мира слабовидящими людьми.

Тип урока: беседа.

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций), игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, видеозапись урока дактилологии, таблицы дактилологические, документальный фильм к Уроку Доброты «Слово на ладони», видеоролик о приветствии и начале общения со слепоглухим человеком (http://www.so-edinenie.org/volonteram/privetstvie-i-nachalo-obscheniya/ ), о дактильной азбуке (http://www.so-edinenie.org/volonteram/daktilnaya-azbuka/ ).

 

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.

  1. Просмотр документального фильма «Слово на ладони».

Основной этап – 30 минут.

  1. Мини-лекция.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о людях с одновременным нарушением слуха и зрения. Людей, имеющих одновременное нарушение слуха и зрения, называют слепоглухие. Если человек потерял зрение и слух в раннем детстве, до овладения и закрепления словесной речи, то его называют слепоглухонемой.

Если потеря зрения и слуха наступила в дошкольном возрасте и позднее, когда у ребенка уже была сформирована речь, то такого человека называют слепоглухой.

Таким ребятам приходится прибегать к помощи других людей для овладения какими-либо навыками. Так, например, обычно о многих вещах и способах действия с ними ребенок узнает просто, наблюдая за взрослым человеком. То здесь это невозможно. Для обучения и взаимодействия с этими людьми очень важен тактильный контакт.

С другими людьми они общаются с помощью дактильной азбуки «в руку» или пальцевая азбука.

Основной этап – 30 минут.

 

  1. Практикум «Имитация».

Детям предлагается прочувствовать ограничения, которые испытывает человек с одновременным нарушением слуха и зрения. Для этого класс разделяют на группы по 4-5 человек. Внутри группы каждый из детей должен побыть с завязанными глазами и в берушах. Задача остальных детей понаблюдать за изменением поведения товарища, потрогать его за руку.

По окончании практикума проводится обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

- Что ты чувствовал?

- Что ты делал?

- Было ли тебе трудно?

- Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало?

- Нужна ли тебе была помощь?

Педагог подводит детей к выводу о том, что при общении с людьми с одновременным нарушением зрения и слуха тактильный контакт, использование предметов для осязания.

  1. Игра «Слепой скульптор».

Педагог делит детей на команды по три человека. Первому из детей завязывают глаза и надевают беруши. Второй должен из третьего «слепить» скульптуру. Затем ребенок с завязанными глазами и в берушах должен из второго «слепить» то же, что тот слепил из третьего.

  1. Игра «Я могу».

В ходе этой игры дети на себе ощущают трудности, с которыми сталкиваются люди с одновременным нарушением слуха и зрения в быту, при выполнении простейших действий.

Педагог предлагает детям с завязанными глазами: сделать несколько шагов вперед, определить где находится один из его товарищей и т.д.

Далее педагог предлагает детям подумать, что помогает людям с одновременным нарушением слуха и зрения ориентироваться в быту. Рассмотреть различные устройства, которые предназначены для помощи в быту.

  1. Знакомство с дактильной азбукой и пальцевой азбукой.

Педагог предлагает обучающимся произнести свое имя на дактиле.

  1. Составление памятки о способах общения и взаимодействия с человеком одновременным нарушением слуха и зрения.

Дети делятся на команды по 5-7 человек и каждая команда должна составить памятку.

Заключительный этап - 5 минут

  1. Подведение итогов.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что одновременные нарушения зрения и слуха создают значительные ограничения в познании окружающего мира, но организация применение вспомогательных устройств, помощь других людей позволяет людям вести интересную жизнь.

 

Урок 3. «Волонтер, социальный куратор – это …?»

Уровень общего образования, для которого проводится урок: основное общее образование.

Цель урока: способствовать развитию добровольческой деятельности среди молодежи.

Задачи урока:

- формировать представление о значимости добровольческой деятельности;

- формирование представлений о волонтерской деятельности и социальном кураторстве.

Тип урока: беседа.

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, дискуссия, игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, документальный фильм к Уроку Доброты «Мир слепоглухих».

 

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.

  1. Знакомство с темой.

Педагог предлагает учащимся ответить на вопросы:

  • Зачем волонтерство/социальное кураторство существует?
  • Зачем волонтерство/социальное кураторство самому волонтеру/социальному куратору?

Просмотр документального фильма «Мир слепоглухих».

Основной этап – 30 минут.

  1. Дискуссия «Что такое волонтерство/социальное кураторство?

Педагог предлагает обучающимся рассмотреть и проанализировать основные характеристики, присущие добровольческой деятельности:

Вознаграждение. Любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.

Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.

Приносимая польза. Группа людей, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.

Организационная структура. Волонтерство/социальное кураторство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, в общественных или частных организациях.

Неорганизованное волонтерство/социальное кураторство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма добровольческой деятельности во многих культурах.

Организованное волонтерство/социальное кураторство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно.

Степень участия. От полного вовлечения до эпизодического участия в добровольческой деятельности.

  1. Знакомство с принципами добровольческой деятельности?

Педагог предлагает обучающимся обсудить принципы добровольческой деятельности, ответив на вопросы:

  • Всем ли людям с инвалидностью надо помогать?
  • Когда следует помогать?

Когда следует помогать?

Варианты:

- когда попросили – охотно

- когда попросили – неохотно

- когда не просили, сам заметил

- когда не просят, навязчиво

- когда помог и ждешь благодарности

- когда помог от души

Заключительный этап - 5 минут

  1. Подведение итогов.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что осуществление добровольческой деятельности позволяет человеку ощущать себя значимым и нужным, поскольку именно это помогает изменить к лучшему чью-то жизнь, овладеть навыками общения и взаимопомощи. познакомиться с новыми людьми.

 

Известная психологическая игра «Дискуссия» (Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения, 1999) требует разбиения участников на тройки. Первый участник («глухой и немой») ничего не слышит, не говорит, но в его распоряжении зрение, жест и пантомима. Второй может говорить и видеть, но не слышит и недвижим. Третий («слепой и немой») может только слышать и показывать.
Задание:
1. Сыграйте в «Дискуссию» достаточное количество раз в разных по составу тройках. Задание для тройки – о чем-нибудь договориться (о подарке имениннику, песне, которую следует включить, о цвете обоев в комнате и т.п.). Приготовьте задания различной сложности. Игроки получают эти задания по жребию. Чтобы облегчить вхождение в игру, можно снабдить каждого из участников соответствующими значками (реквизитом). В то время, когда тройка играет, остальные члены группы работают в роли наблюдателей.
2. Какие приемы позволяют тройкам игроков добиться взаимопонимания? Приведите и кратко охарактеризуйте 5-7 таких приемов.
3. Изобразите модель (схему) эффективного приема взаимопонимания, который позволяет преодолеть дефициты и использовать ресурсы коммуникации

Мотивация

28 октября 2017
Опубликовано в Кабинет психолога

Какой бывает мотивация

Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».

Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.

Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.

Мотивация может быть:

  • внешней (обусловленной внешними обстоятельными, не связанными с мотивом) или внутренней (связанной с содержанием мотива);
  • положительной (если стимул мотивации позитивный) или отрицательной (если стимул негативный).

Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы.

Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.

Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.

Учеба в ее классической формеНе любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.

Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию. Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:

  • удовольствие от самого процесса обучения,
  • стремление к успеху,
  • позитивное общение с одноклассниками и учителями,
  • понимание необходимости учебы для жизни.

Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации:

  • сверх-важность отметок,
  • учеба – вынужденный долг,
  • материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
  • избегание наказаний за плохие отметки,
  • престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.

Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.

Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания. В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.

Причины нежелания учиться

Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.

Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.

Самые распространенные причины, почему ребенок не хочет учиться:

  • трудности в общении или конфликты в классе, с детьми из других классов, с преподавателями;
  • в приоритете у ребенка альтернативное занятие (увлечение, хобби, дополнительное образование);
  • безучастность родителей (не помогают ребенку с уроками, не интересуются школьной жизнью);
  • гиперопека родителей (делают уроки за ребенка и требуют полного отчета о том, как прошел день в школе).

Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов. Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:

  1. Если ребенок боится учителя, потому что он слишком строгий или по какой-то причине занижает оценки, потребуется беседа с эти учителем или с директором.
  2. Если существует конфликт с одноклассниками, его придется решить мирным путем либо перевести ребенка в другую школу.
  3. Если проблема во внешкольных увлечениях, нужно разобраться какого они характера. Одно дело прогуливать уроки, задерживаясь в художественной школе, а другое – часами играть в компьютерные «стрелялки».
  4. Если проблема в поведении родителей, нужно либо научиться больше внимания уделять ребенку, либо наоборот, давать ему больше свободы и самостоятельности.

Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:

  • страхи,
  • комплексы,
  • психологическая травма,
  • неуверенность в себе,
  • ошибки мышления,
  • «запретные» чувства и прочее.

Рекомендации родителям

Мало кто знает, но мотивация к обучению, то есть овладению новыми знаниями и навыками заложена в людях генетически. Человек в древности, научаясь чему-то новому, искренне радовался этому. И в наши дни, как в давние времена, когда удается решить сложную задачку или найти ответ на волнующий вопрос, в организм выбрасываются гормоны счастья.

Зависимость от радости познания может стать настолько сильной, что сроднится с наркотической. Почему же мало кто стремится к такому «полезному наркотику» как учеба?

Дети, которые ходят в школу, потому что «Надо!» и учатся «для галочки», не имеют цели что-то изучить, поэтому не радуются результатам обучения. Мотивированный ребенок рад учиться, поэтому добьется больших успехов, сохраняя живой интерес.

Детям нравятся изучать интересные предметыДетям нравится те предметы, которые им интересны, которые они хотят познавать. Таких занятий ждут, и они пролетают за одну секунду. На нелюбимых занятиях приходится скучать, а время, как назло, тянется медленно.

Отсюда первая рекомендация для родителей: чтобы повысить мотивацию ребенка, нужно ему объяснить, что все предметы пригодятся в жизни, даже самые неинтересные и нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Например, рассказать ребенку, который не хочет учить физику, о том, что знания ее законов не раз спасали жизни людей и привести пример.

Вторая рекомендация: снизить значимость оценок. Важны не оценки, а знания. Ребенок должен это понимать, но в тоже время помнить – все знать невозможно. Поэтому какие бы оценки ребенок не получал, и какое бы количество знаний ему не удалось усвоить – главное не это, а то старается он или нет.

Чтобы ребенок хотел учиться, нужно замечать и отмечать его любые, даже самые незначительные успехи и достижения. Это третья рекомендация родителям. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть или развить в нем таланты.

Ругать за плохие отметки или за то, что школьнику никак не дается какой-то предмет бессмысленно, от этого он не станет лучше учиться, а вот уверенности в себе и в том, что родители его любят, поубавится.

Четвертая рекомендация: поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье. Дети очень чувствительны. Они много не знают, но все ощущают. Ребенок чувствует, что между родителями разлад, даже если они не ругаются у него на глазах. Что и говорить о громких ссорах и скандалах! Не менее сложная ситуация когда возникают конфликты у самого ребенка с одним из родителей или всей семьей. Когда в семье есть проблемы, ребенку не до учебы.

Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, знать и уважать его особенности – пятая рекомендация. Что важнее: оправданные надежды родителей или счастье ребенка, его уверенность в себе, здоровье? Школьник растет психологически благополучным человеком, у него формируется адекватная самооценка, когда знает, что родители его принимают таким, какой он есть и любят, тогда он стремится стать еще лучше.

Чтобы создать положительную внутреннюю мотивацию на учебу у дошкольника, нужно заранее прививать ему любовь к познанию. Занятия по подготовке к школе должны проходить в игровой форме: включать игры, танцы, конкурсы, разминки, лепку, рисование, сказку, эксперименты и многие другие приемы и методики, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным.

Для диагностики мотивации дошкольников и школьников психологами разработано несколько методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Например: анкета школьной мотивации Лускановой, методика изучения уровня "Школьной тревожности" Филлипса.

Основные особенности восприятия Избирательность восприятия

 

Определенное отношение человека к воспринимаемому, зависящее от особенностей его личности, выражается в избирательности восприятия. Избирательность восприятия — это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Примеры приведены на рис. 1, 2, 3, 4, 5 .

 

 

Рис. 1. Кого вы видите? Грустного старика или ковбоя?

Рис. 2. Кого здесь вы видите?

Молодую девушку или пожилую женщину?

 

 

 

 

Рис. 3. Клинтон и Моника. Что Вы здесь видите? Женское лицо или мужчину, играющего на саксофоне?

Рис. 4. Что за символ в центре?

«В» или «13»?

 

Рис. 5. В зависимости от контекста один и тот же символ воспринимается как «Н» или «А».

 

 

 

Иллюзии

 

 

Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Неправильное, искаженное восприятие называют иллюзией.

Рассмотри несколько примеров иллюзий.

Иллюзия Аристотеля. Если перекрестить средний и указательный пальцы на руке и прикоснуться одновременно подушечками этих пальцев к кончику носа с закрытыми глазами, то возникает иллюзия его удвоения.

Иллюзия Вебера. Холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые предметы того же веса.

Иллюзия звукового контраста. Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.

Иллюзия Луны. Видимый (кажущийся) размер небесного тела — Луны или Солнца — примерно в 1,5 раза больше, когда оно находится низко над горизонтом, чем тогда, когда оно находится высоко в небе. Это действительно иллюзия. Убедиться в ней можно, если попытаться закрыть Луну большим пальцем на расстоянии вытянутой руки. Он одинаково скроет и восходящий лунный диск, и планету в зените.

Иллюзия Мюллера-Шумана. После многократного поднимания тяжелого груза более легкий груз кажется легче, чем он есть в действительности и, наоборот, после поднимания легкого груза более тяжелый кажется еще тяжелее.

На рис. 6—16 показаны некоторые зрительные иллюзии.

 

 

 

 

 

 

 

 Рис. 6. Параллельные прямые кажутся изогнутыми

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7. Иллюзия кафе «Wall». Параллельны ли горизонтальные линии?

 

рис. 8. Иллюзия Эббингауза.

 

 

 

 

 

 

 Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими?

 

Рис. 9. Иллюзия перспективы. Какой из параллелепипедов больше?

Рис. 10. Иллюзия перспективы. Какой человек выше?

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11. Иллюзия Перельмана. Буквы параллельны друг другу.

 

Рис. 12. Иллюзия мерцающей решетки.

 

 

 

 

 

 

 

 Белые кружки кажутся мигающими, не правда ли?

 

Рис. 13. Иллюзия Германна-Геринга. Эффект физиологического нистагма.

 

 

Если пристально смотреть черную точку, стараясь не отводить от нее глаза, то спустя примерно 30 секунд черные и белые части изображения начнут колебаться. Если перевести после этого взгляд на белую точку, то можно увидеть набор белых квадратов на фоне черных (т.е. последовательный образ), наложенный на настоящий рисунок. Этот последовательный образ будет все время смещаться по рисунку, как бы вы ни старались удержать его на месте.

 

 

 

 

 

Если пристально смотреть на черную точку, стараясь не отводить от нее глаза, то спустя примерно 30 секунд черные и белые части изображения начнут колебаться. Если перевести после этого взгляд на белую точку, то можно увидеть набор белых квадратов на фоне черных (т.е. последовательный образ), наложенный на настоящий рисунок. Этот последовательный образ будет все время смещаться по рисунку, как бы вы ни старались удержать его на месте.

 

 

Рис. 14. В течении 30 секунд непрерывно смотрите на четыре точки в центре картинки. Теперь закройте глаза, откиньте голову назад и посмотрите на потолок. Попробуйте быстро поморгать.

 

 Рис. 15. Иллюзия Поггендорфа. На одной прямой лежат линии ВС, а не АС, как кажется.

Рис. 16. Невозможный куб Эшера.