государственное автономное общеобразовательное учреждение чукотского автономного округа

чукотский окружной профильныи лицеи

Методические материалы

Это раздел для педагогов, учителей, воспитателей, студентов, родителей и всех тех, кто занимается воспитанием и обучением детей.

Здесь  можно получить много интересной и полезной информации, а также обменяться с коллегами своим педагогическим опытом и мастерством.

Мы надеемся, что материалы нашего раздела помогут вам найти ответы на интересующие вас вопросы о воспитании, развитии и обучении детей.

 

Минко Татьяна Викторовна

Учитель русского языка и литературы.

Образование:

Высшее, Калмыцкий государственный университет.
 
Квалификация:
Учитель русского языка и литературы.

Деятельность методического совета лицея

 Единая тема Чукотского окружного профильного лицея:

«Повышение мотивации учащихся и педагогических работников посредством информатизации образовательного процесса. Реализация обновленного ФГОС СОО, ФОП ООО, СОО».

 Единая методическая тема Чукотского окружного профильного лицея:

«Обновление методической работы как условие повышения качества образования».

Цель деятельности Методического совета:

  1. Обеспечение гибкости и оперативности методической работы ГАОУ ЧАО «Чукотский окружной профильный лицей», повышение квалификации учителей, формирование профессионально значимых качеств учителя, классного руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, рост их профессионального мастерства.
  2. Создание оптимальной модели ГАОУ ЧАО «Чукотский окружной профильный лицей» в условиях реализации ФГОС основного общего, среднего общего образования, способствующей интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности обучающегося, максимальному раскрытию его творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению здоровья лицеистов.

Задачи Методического совета:

  1. Создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции ГАОУ ЧАО «Чукотский окружной профильный лицей», стремящихся к постоянному профессиональному самосовершенствованию, развитию образовательной деятельности в организации, повышению продуктивности преподавательской деятельности.
  2. Создание условий для поиска и использования в воспитательно-образовательной деятельности современных методик, форм, средств и методов преподавания, новых педагогических образовательных технологий.
  3. Повышение качества образования в соответствии с современными требованиями к условиям осуществления образовательной деятельности в рамках Федеральных государственных стандартов (ФГОС) основного общего, среднего общего образования и формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и высокой социальной активности.
  4. Изучение профессиональные достижения педагогических работников, обобщение положительного опыта и внедрение его в практику работы коллектива ГАОУ ЧАО «Чукотский окружной профильный лицей».
  5. Распространение опыта работы ГАОУ ЧАО «Чукотский окружной профильный лицей» в средствах массовой информации, Интернете с целью использования имеющегося опыта другими общеобразовательными учреждениями города, округа.
  6. Создание условий для использования педагогами диагностических методик и мониторинговых программ по прогнозированию, обобщению и оценке результатов собственной деятельности.
  7. Стимулирование инициативы и активизация творчества членов педагогического коллектива в научно-исследовательской и другой творческой деятельности, направленной на совершенствование, обновление и развитие воспитательно-образовательной деятельности в организации и работы учителя.
  8. Проведение первичной экспертизы стратегических документов ГАОУ ЧАО «Чукотский окружной профильный лицей»  (программ развития, образовательных и учебных программ, учебных планов).
  9. Анализ результатов педагогической деятельности, выявление и предупреждение ошибок, затруднений, перегрузки обучающихся и учителей.
  10. Внесение предложений по совершенствованию деятельности методических объединений и участие в реализации этих предложений.
  11. Использование системно – деятельностного подхода в деятельности, условий для самообразования, самосовершенствования и самореализации личности педагога.

Основные направления деятельности методического совета

Для осуществления своих задач методический совет:

  • анализирует результаты образовательной деятельности по предметам в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
  • подготавливает и обсуждает доклады по вопросам методики преподавания и изложения принципиальных вопросов учебной программы, повышения квалификации педагогических работников;
  • организует взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий с целью обмена опытом и совершенствования методики преподавания учебных предметов;
  • изучает опыт работы методических объединений;
  • организует проведение школьных олимпиад, научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, методических конкурсов, смотров, методических недель и др.

Представляет на рассмотрение педагогического совета материалы по следующим видам осуществляемой членами МС экспертизы:

  • экспертиза состояния и результатов комплексных нововведений (введение ФГОС), исследований, наблюдающихся в педагогической практике и имеющих значимые последствия для развития ГАОУ ЧАО «Чукотский окружной профильный лицей» в целом;
  • экспертиза рабочих программ, экзаменационных материалов на промежуточной аттестации, методических материалов, разрабатываемых педагогами-исследователями или методическими объединениями с целью выработки системы общих правил организации педагогической деятельности коллектива, обеспечивающих целостность образовательного пространства, полноту решения всех образовательных задач и непрерывность образовательной деятельности для каждого обучающегося;
  • экспертиза аналитических материалов по результатам инспекционно-контрольной деятельности учителей и руководителей структурных подразделений с целью оценивания уровня его функционирования;
  • экспертиза реального уровня подготовленности учителей к опытно-экспериментальной, инновационной работе, к прохождению аттестации;
  • экспертиза состояния и результативности работы методической службы, её структурных подразделений.

5.3. Разрабатывает, рассматривает  и выносит на утверждение педагогического совета следующие предложения:

  • по деятельности, направленной на поддержание достигнутого коллективом  уровня функционирования и развития;
  • по изменению, совершенствованию состава, структуры и содержания деятельности методической службы,  участвует в их реализации;
  • по   рекомендации к применению рабочих программ;
  • по определению списка учебников, рекомендованных к использованию в образовательной деятельности в соответствии с утверждённым федеральным перечнем учебников;
  • по созданию и формированию содержания работы проектных групп;
  • по обеспечению условий для развертывания программ опытно- экспериментальной и инновационной работы, в том числе по введению ФГОС.

5.4. Организует работу методической службы по выполнению решений педагогического и   методического советов.

5.5. Основными формами работы методического совета являются:

  • заседания, посвященные вопросам методики обучения и воспитания обучающихся;
  • круглые столы, семинары по учебно-методическим проблемам, которые проводятся в течение учебного года в соответствии с планом методической работы организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Аттестация педагогических работников ГАОУ ЧАО «Чукотский окружной профильный лицей» проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационных категорий.

 Основными задачами проведения аттестации являются:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального, личностного и карьерного роста;
  • определение необходимости дополнительного профессионального образования педагогических работников;
  • повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников, в том числе в целях организации (осуществления) методической помощи (поддержки) и наставнической деятельности в образовательной организации;
  • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
  • обеспечение дифференциации оплаты труда педагогических работников с учетом установленных квалификационных категорий, объема их преподавательской (педагогической) работы либо дополнительной работы.

           Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

 Нормативные документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

 Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

  • Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (далее - аттестационная комиссия организации).
  • Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя, содержащим список педагогических работников, подлежащих аттестации, и график проведения аттестации.
  • Проведение аттестации каждого педагогического работника осуществляется на основе представления работодателя, которое он вносит непосредственно в аттестационную комиссию организации (далее - представление работодателя).
  • Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев в связи с заболеванием.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами "г" и "д" настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом "е" настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

Деятельность педагогического совета лицея

 Единая тема Чукотского окружного профильного лицея:

«Повышение мотивации учащихся и педагогических работников посредством информатизации образовательного процесса. Реализация обновленного ФГОС СОО, ФОП ООО, СОО».

 Единая методическая тема Чукотского окружного профильного лицея:

«Обновление методической работы как условие повышения качества образования».

Цели: повышение качества образования через создание единого образовательного пространства, обеспечение информационной безопасности и построение системы профессиональной ориентации обучающихся.

 Педагогический совет решает вопросы, которые касаются организации образовательной деятельности:

  • определяет основные направления развития образовательной организации, направления повышения качества образования и эффективности образовательной деятельности;
  • рассматривает и принимает локальные акты, основные образовательные программы и дополнительные общеразвивающие программы, программы развития образовательной организации;
  • определяет порядок реализации платных образовательных услуг;
  • обсуждает и принимает перечень учебно-методических комплектов, учебников и учебных пособий, которые используют в образовательной деятельности;
  • рассматривает и согласовывает отчет по результатам самообследования образовательной организации;
  • обсуждает вопросы реализации программы развития образовательной организации.

Также педагогический совет вносит предложения и ходатайствует о поощрении и награждении педагогических работников, об их участии в профессиональных конкурсах.

pdf Положение о проектно исследовательской  работе (585 KB)

Проектно-исследовательская деятельность является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, развитию персональных компетентностей обучающихся, их успешной социализации.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из способов оценки достижения метапредметных результатов основной образовательной программы основного общего образования.

Цель проектно-исследовательской деятельности 

Создание условий для формирования у учащихся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации, достижения учащимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Проектно-исследовательская деятельность в рамках учебного процесса призвана:

- Учить учащихся четко определять цель, описывать основные шаги по достижению поставленной цели, подбирать методы и формы работы по теме исследования.

- Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).

- Развивать умения анализировать (креативное и критическое мышление).

- Формировать и развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).

- Способствовать формированию позитивного отношения к работе, активной жизненной позиции (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

- Интенсифицировать освоения знаний по базовым предметам, способствовать формированию системы межпредметной интеграции и целостной картины мира.

- Способствовать формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся как одного из факторов их успешной социализации в будущем.

- Способствовать оценке достижения планируемых метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия», программы формирования универсальных учебных действий.

Цель: выявление причин снижения успеваемости обучающихся, принятие комплексных мер, направленных на повышение качества образования; организовать работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию.

 

  К  «группе риска» стоит отнести категории тех обучающихся, которые имеют низкий уровень мотивации к учебной деятельности,  отклонения от норм поведения,  социально  опасную ситуацию дома.

Педагогам все труднее и труднее противостоять негативному влиянию, оказываемому на обучающихся из внешней среды.

Цели, которые должен реализовать лицей в ходе выполнения образовательной программы по отношению к детям, (в порядке их приоритетности): воспитать физически здорового человека; сформировать у ребенка высокий уровень духовности, интеллекта;  сформировать у него способность адаптироваться к меняющимся социальным условиям; научить находить свою социальную нишу.

                                                                                                 

Задачи:

  • Выявить группу обучающихся, составляющих «группу риска» на текущий учебный год.
  • Создать банк данных обучающихся, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
  • Создать комфортные условия для работы обучающихся, имеющих низкую мотивацию к обучению.
  • Произвести отбор педагогических технологий для организации учебного процесса с учащимися «группы риска».
  • Организовать работу, направив её на обеспечение усвоения базового уровня образования учащимися «группы риска».

 

Ожидаемые результаты:

  • Выявление основных причин неуспеваемости учащихся.
  • Удовлетворение потребностей ребенка в обучении и общении.
  • Получение каждым ребенком базового уровня образования.

 

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

  1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
  2. Формирование познавательного интереса  учению и положительных мотивов.
  3. Индивидуальный подход к учащемуся.
  4. Специальная система домашних заданий.
  5. Усиление работы с родителями.
  6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

 Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

  

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложения учащемуся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

 

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

 

 

 

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке  к уроку.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе  самостоятельной работы на уроке 

 

 

 

 

 

 

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или  правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы  упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы

 

 

Выбор для групп успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование  консультаций, матриц с направляющим планом действий, образовательных сайтов.

  

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

1. В процессе контроля за подготовленностью учащегося

 

 

 

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.

Контролировать усвоение материала ученика ми, пропустившими предыдущие уроки.

По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков обучающихся, выявлять причины отставания

2. При изложении нового материала

 

 

 

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания обучающихся основных элементов излагаемого материала

Стимулировать вопросы со стороны обучающихся при затруднениях в усвоении учебного материала

Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний

Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем обучающихся активно усваивать материал

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

 

 

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта.

Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам. работе.

Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.

 

Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль

4. При организации самостоятельной работы вне класса

 

 

 

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.

Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.

Четко инструктировать обучающихся о порядке выполнения домашней работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими обучающихся.

Согласовывать объем дом. заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

                                                                                                                                   План работы


со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

 

 

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Конечный продукт

 

 

 

1. Диагностика

Сентябрь

 

 

 

 

·

обучающихся:

 

 

 

 

 

Проведение

 

Учителя-

Входные контрольные

 

 

 

контрольного среза с

 

предметники

работы и срезы

 

 

 

целью определения

 

 

Отчёт по классам

 

 

 

фактического уровня

 

 

(ФИО установленные

 

 

 

знаний обучающихся,

 

 

пробелы в знаниях)

 

 

 

выявление пробелов в

 

 

 

 

 

 

их системе знаний,

 

 

 

 

 

 

которые требуют

 

 

 

 

 

 

быстрой ликвидации.

 

 

 

 

 

·

Диагностика

 

Педагог - психолог

Данные диагностик

 

 

 

мотивации

 

 

 

 

обучающихся

 

 

психолога

 

 

2. Учёт и составление

Первая неделя

Учителя

Список

 

 

списка слабоуспевающих

октября

предметники,

слабоуспевающих

 

 

и неуспевающих

 

классные

обучающихся

 

 

обучающихся по итогам

 

руководители,

 

 

 

прошедшего года и

 

педагог-психолог

 

 

 

соотнесение его с

 

 

 

 

 

результатами входных

 

 

 

 

 

контрольных работ

 

 

 

 

 

3. Обсуждение и

Октябрь

Классные

Скорректированный

 

 

уточнение списка

 

руководители

список

 

 

слабоуспевающих

 

 

слабоуспевающих

 

 

обучающихся на МО

 

 

обучающихся

 

 

классных руководителей

 

 

 

 

 

4.

Оформление

Сентябрь -

Классные

База данных

 

 

индивидуальных карточек

октябрь

руководители,

слабоуспевающих

 

 

слабоуспевающих

 

учителя-

учеников

 

 

обучающихся по форме

 

предметники,

 

 

 

 

 

педагог-психолог

 

 

 

5. Отслеживание

В течение года

Учителя-

Рабочие записи

 

 

выполнения домашних

 

предметники

(тетради)

 

 

заданий

 

 

 

 

 

6. Установление причин

Конец сентября

Учителя-

Беседы с

 

отставания обучающихся

 

предметники,

обучающимися,

 

 

 

классные

встречи с родителями, результаты

диагностики психолога

 

 

 

руководители,

 

 

 

 

педагог- психолог

 

 

7. Ведение «Портфолио»

В течение года

Классный

«Портфолио»

 

обучающихся

 

руководитель,

 

 

 

 

учащиеся,

 

 

 

 

родители

 

 

8. Составление

Октябрь

Зам. директора по

Примерное расписание

 

расписания

 

УВР

индивидуальных

 

индивидуальных

 

 

консультаций

 

консультацию для

 

 

 

 

слабоуспевающих

 

 

 

 

обучающихся

 

 

 

 

9. Разработка и внедрение

Октябрь

Классные

Система поощрений

 

системы поощрений для

 

руководители,

 

 

слабоуспевающих

 

учителя-

 

 

обучающихся

 

предметники,

 

 

 

 

администрация

 

 

10. Создание в учебных

В течение года

Учителя –

 

 

кабинетах банка

 

предметники

 

 

дидактических

 

 

 

 

материалов базового

 

 

 

 

уровня сложности

 

 

 

 

11. Работа со

В течение года

Учителя –

Взаимопосещение

 

слабоуспевающими

 

предметники

уроков

 

обучающимися на уроках

 

 

 

 

(создание ситуации

 

 

 

 

успеха, применение

 

 

 

 

дифференцированных

 

 

 

 

заданий, индивидуальная

 

 

 

 

работа)

 

 

 

 

12. Отслеживание

В течение года

Классные

Рабочие записи

 

успеваемости

 

руководители

 

 

слабоуспевающих по всем

 

 

 

 

предметам, совместная

 

 

 

 

работа с учителями

 

 

 

 

предметниками

 

 

 

 

13. Работа учителя по

В течение года

Учителя –

Рабочие записи

 

привлечению

 

предметники,

 

 

слобоуспевающих детей к

 

классные

 

 

участию во внеурочной деятельности

 

руководители

 

 

14. Собеседования с

Октябрь, декабрь,

Зам. директора по

Аналитическая справка

 

учителями

март, май

УВР

административного

 

предметниками по итогам

 

 

контроля

 

триместра с результатами

 

 

 

 

индивидуальной работы

 

 

 

 

15. Представление

Октябрь, декабрь,

Зам. директора по

Протокол

 

результатов работы со

март, май

УВР

методического совета

 

слабоуспевающими

 

 

 

 

обучающимися на

 

 

 

 

методическом совете

 

 

 

 

  лицея

 

 

 

 

Работа с родителями слабоуспевающих обучающихся

Организация

В течение года

Учителя

 

 

необходимой психолого -

 

предметники,

 

 

педагогической работ

 

классные

 

 

среди родителей

 

руководители,

 

 

слабоуспевающих

 

педагог-психолог,

 

 

учащихся:

 

администрация

 

 

• собеседования

 

 

 

 

педагога-психолога с

 

 

 

 

родителями;

 

 

 

 

• определение

 

 

 

 

рекомендаций по

 

 

 

 

оказанию помощи со

 

 

 

 

стороны родителей

 

 

 

 

слабоуспевающим детям,

 

 

 

 

памятки родителям.

 

 

 

 

Информирование

В течение года

Классные

Рабочие записи

 

родителей об

 

руководители

 

 

успеваемости

 

 

 

 

обучающихся

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРАМЕТОДРАБОТЫ ТЕСТОВЫЙ

Реализация ФГОС среднего общего образования в 2019-2020 учебном году

в ГАОУ ЧАО «Чукотский окружной профильный лицей»

Основные характеристики Стандарта

  • новый формат Стандарта (рамочный документ);
  • новое содержание Стандарта (совокупность требований);
  • расширение функций Стандарта (образующий элемент системы образования)
  • расширение пользователей Стандарта (участники образовательных отношений);
  • новое методологическое основание (системно - деятельностный подход)

Стандарт является основой для:

  • разработки примерных основных образовательных программ среднего общего образования;
  • разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
  • организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно -правовых форм и подчиненности;
  • проведения государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся;
  • построения системы внутреннего мониторинга качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • аттестации педагогических работников;
  • организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

 

 

Общественный договор и государственная ответственность

ФГОС - конвенциональная норма, реализующая общественный договор о требованиях к результату общего образования

      Семья

 

  • Личностная успешность
  • Социальная успешность
  • Профессиональная успешность


 

Федеральные нормативные документы

В соответствии с документами:

  • üФедеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего, основного общего образования»,
  • «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10», утвержденных Постановлением главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 с изменениями №3 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г.),
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413, с изм. 2014г., 2015г., 29 июня 2017г.

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные
государственные требования.
(№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
  • единство образовательного пространства Российской Федерации
  • преемственность основных образовательных программ
  • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся
  • государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

 

 

Стандарт ориентирован на

«ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ»

«Образование – общественно значимое благо, под которым понимается

целенаправленный процесс воспитания и обучения…»

(ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»)

  • любящий свой край и свою Родину;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии;
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Человек ХХI века

  • Ориентированность на знание и использование новых технологий
  • Активное стремление расширить жизненный горизонт
  • Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего
  • Активное финансовое поведение
  • Здоровый и безопасный образ жизни
  • Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации

 

 

Новый юридический статус ФГОС

Система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям осуществления на всей территории Российской Федерации, механизм реализации как конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов образовательной системы за соблюдение этого права.

 

Новые функции стандарта

  • Формирование российской (гражданской) идентичности как фундамента развития гражданского общества
  • Обеспечение сочетаемости и сопоставимости российской и лучших зарубежных систем образования
  • Обеспечение гуманизации образования, создание новой культуры образовательной среды школы, привлекательной, комфортной и здоровой для учащихся, учителей, родителей и управленцев

 

Требования к результатам образования

  • От «догоняющей» модели модернизации образования к «опережающей», основанной на российской ценностной, духовной и культурной базе
  • Переход от копирования западных моделей реформирования образования к проектированию стандартов как важнейшего ресурса социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства

 

 ФГОС – стандарты выбора

 

Чем выше уровень, тем больше возможность выбора:

  • Ученик - выбор индивидуальной траектории развития
  • Учитель – выбор путей, средств, способов достижения результатов
  • Школа – самостоятельна в разработке ООП, учебных планов, в формировании своей структуры, штатного расписания, выборе оборудования

 

ФГОС новые системные задачи

  • разработка и реализация нового содержания образования (профильность, интегрированные предметы, курсы)
  • внедрение в образовательную практику новых видов учебной деятельности (учебное исследование, проект)
  • создание единой информационно -образовательной среды образовательной организации
  • организация и осуществление образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников компетентностей, соответствующих требованиям XXI века
  • построение новых эффективных систем воспитания важнейших качеств личности
  • создание эффективных систем оценки качества образования
  • подготовка учителя, способного овладеть технологиями, обеспечивающими достижение планируемых результатов
  • создание условий для непрерывного профессионального развития учителя.

Переход на компетентностную модель образования

«Компетенция – совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и иметь практические навыки».

Системно-деятельностный подход

Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

 

Не столько передача ученикам знаний и опыта, сколько организация их самостоятельной учебной деятельности.

Учебный план  определяет:

  • нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего образования – 2 года;
  • количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).

Продолжительность учебного года предусматривается в объёме 35 недель.

 

Учебный план профиля составляют:

  • обязательные для изучения предметы, общие для всех профилей;
  • учебные предметы для изучения на базовом уровне из каждой предметной области;
  • учебные предметы для изучения на углубленном уровне;
  • индивидуальный проект;
  • элективные курсы.

В соответствии с ФГОС СОО учебный план предусматривает изучение учебных предметов (на углубленном или базовом уровне) из обязательных предметных областей.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору обучающихся, входящие в состав профиля обучения на уровне среднего общего образования.  Элективные курсы составляют часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

Индивидуальный проект – это особая форма организации деятельности обучающихся, выполняется обучающимся 10-11-х классов в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.

 

Обязательная часть ООП СОО составляет не менее 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений (в том числе предусматривающая внеурочную деятельность п. 18.3.2 ФГОС среднего общего образования), - составляет 40% от общего объема ООП СОО (п. 15 ФГОС среднего общего образования).

 

Учебный план средней школы

на 2019-2020 учебный год

Лицей обеспечивает реализацию учебных планов нескольких профилей обучения:

  • технологического (физико-математическая направленность и информационная направленность);
  • гуманитарного;
  • естественно-научного (химико-биологическая направленность);
  • социально-экономического;
  • универсального.
  • «А» класс – (гуманитарный профиль): ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы «Русский язык», «Литература», «История», «Право»

10 «Б» класс – (технологический профиль: физико-математическая направленность и информационная направленность): ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы «Математика», «Информатика», «Физика»

10 «В» класс – (естественно-научный и универсальный профили): ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы «Математика», «Химия», «Биология»

10 «Г» класс – (социально-экономический профиль): ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др.  В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы «Математика», «География», «Экономика», «Право»

 

 

Основной федеральный документ, регламентирующий организацию и проведение ГИА

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. №1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»

(Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2014 г. № 31206)

 

Участники ГИА

  • не имеющие академической задолженности (нет «2» за год и по промежуточной аттестации) и выполнившие полностью учебный план (нет н/а)
  • успешно написавшие итоговое сочинение (декабрь)
  • подавшие заявление в места регистрации до 1 марта

 

ФГОС СОО п.12   Освоение обучающимися основной образовательной программы завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников

 

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся

проводится по всем изучавшимся учебным предметам

 

 

ГИА проводится в форме ЕГЭ по окончании 11 класса в обязательном порядке по учебным предметам:

Ø «Русский язык и литература»;

Ø «Математика: алгебра и начала анализа,геометрия»;

 

Обучающийся может самостоятельно выбрать уровень (базовый или углубленный), в соответствии с которым будет проводиться ГИА в форме  ЕГЭ

Допускается прохождение обучающимися ГИА по завершению изучения отдельных учебных предметов на базовом уровне после 10 класса