Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Что такое предпрофильное обучение?
Предпрофильное обучение даёт возможность, обучающимся формировать индивидуальную траекторию выбора, согласно своим предпочтениям и способностям, для изучения определённого ряда предметов на углублённом уровне.
Ключевые приоритеты предпрофильного обучения
Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно- тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. Статья 2. ФЗ -273 «Об образовании в Российской Федерации»
Этап предпрофильного обучения чрезвычайно важен, так как дает возможность обучающимся убедиться в правильности или ошибочности выбранного направления и при необходимости сменить его.
Расширение возможности для учащихся, по созданию ситуации предпрофессиональных проб и выбора будущего профессионального пути в условиях современного города и как результат успешный образовательный и профессиональный выбор.
Почему успешные IT-гении запрещают гаджеты своим детям?
Это будет большим удивлением, но дети самых богатых и успешных специалистов, достигших успеха в IT отрасли (например, технический директор eBay или сотрудники Google, Apple, Yahoo) отправили своих наследников учиться в школы, где абсолютно запрещены айфоны (др. виды смартфонов) и даже компьютеры!
По наблюдениям Клемента и Майлза, соавторов недавно вышедшей книги «Школьники у экрана: два педагога со стажем объясняют, как технологии проникают в жизнь наших детей», две ключевые фигуры технологической индустрии в новейшей истории — Билл Гейтс и Стив Джобс — редко разрешали своим детям играть с продуктами, разработанными в их компаниях.
«Что такого знают эти технологические гиганты о своих разработках, что не известно простым потребителям?», — писали преподаватели в своей книге. Ответ напрашивается сам собой — это гипнотическая сила цифровых технологий.
Билл Гейтс — один из основателей компании Microsoft.
У Билла трое детей. И всем им было запрещено пользоваться смартфонами и планшетами до достижения 14-летнего возраста. По словам Гейтса, дети жаловались на то, что не могут обзавестись желанной электроникой раньше, наравне со сверстниками. Но родители были непреклонны. После того, как дети Гейтсов все-таки обзавелись гаджетами, в семье появились правила, касающиеся использования такой техники:
Крис Андерсон — создатель дрона, учредитель компании 3D Robotics.
Дети Криса подчиняются жестким правилам, позволяющим минимизировать использование ими смартфонов и планшетов. По словам разработчика, дети жалуются, что никто из их сверстников не вынужден терпеть такие жесткие ограничения.
Но сам Андерсон говорит, что просто старается не допустить зависимости детей от подобной электроники и тех изменений, которые она может принести в их жизнь. К тому же, по мнению заботливого отца, в сети отпрысков поджидает неограниченное количество непрошенной эротики и издевательства со стороны анонимов.
Дик Костоло — бывший гендиректор Twitter
Дик решил не ограничивать время использования гаджетов детьми. Зато наложил на это географические рамки.
Детям в семье Костоло можно пользоваться такой электроникой только в гостиной. Это значит, что они не могут взять с собой планшет в постель или «зависнуть» в сети во время обеда.
Алекс Константинополь — директор OutCast Agency, одного из крупнейших IT-партнеров для бизнеса
Алекс тоже довольно строгий родитель во всем, что касается обращения с гаджетами. Ее младшему сыну запрещено пользоваться такой техникой в будние дни. Старшие дети могут использовать модную электронику не более 30 минут в день.
Эван Уильямс — основатель Twitter и компании Pyra Labs, занимавшейся созданием веб-сервиса Blogger
У Эвана и его супруги Сары двое сыновей. Но ни у одного из мальчиков до сих пор нет iPad.
Вместо этого в доме Уильямсов находятся сотни книг. По словам разработчика, этой литературы достаточно и для того, чтобы найти нужную информацию, и для того, чтобы развлечься в свободное время.
Стив Джобс — предприниматель, сооснователь компаний Apple, NeXT и Pixar
Кажется, что все члены семьи Стива Джобса должны быть «упакованы» самыми высокотехнологичными и модными гаджетами и ни на миг не выпускать ультратонкую и суперумную технику из рук. Но это не так.
При жизни Джобс сам признался, что не дает своим детям пользоваться iPad. Он старался приучить их к живому общению, поэтому вечера семья старалась проводить за совместными трапезами и долгими разговорами.
Какие выводы можно сделать?
Следовать или не следовать примеру этих людей, каждый решает для себя.
Правильность их выбора можно будет оценить только тогда, когда их дети вырастут и начнут по-своему проявлять себя в этом мире.
Однако никто не поспорит с тем, что перечисленные предприниматели и разработчики знают о цифровом мире куда больше нашего.
Поэтому, возможно, просчитывают ходы наперед.
Есть замечательная пословица:"Каждый хочет иметь друга, но не каждый хочет им быть".
Сейчас все чаще мы хотим "иметь". "Хочу ребенка" - вместо "хочу быть матерью", "хочу замуж" - вместо "хочу быть женой"....
За этими тонкостями языка стоит отношение человека к жизни, его девиз: или я для кого-то, или- кто-то для меня...
В своем желании иметь мы ломаем жизни, разбиваем сердца - и страдаем от одиночества...
"Человеку обладающему" всегда будет мало того, что есть. Мало денег, мало власти, мало веселья, мало друзей, мало самого себя.
Потребитель, не имея собственной сути, состоит из того, чем он обладает.
Обществознание – это междисциплинарный экзамен, то есть своеобразный сплав, если хотите, «сборная солянка» нескольких самостоятельных наук – социологии, философии, правоведения, политологии и экономики. Обществознание сегодня необходимо сдавать при поступлении на широкий спектр гуманитарных специальностей (в том числе, юриспруденция, экономика, гостиничное и издательское дело и многие другие).
Обществознание вот уже несколько лет подряд остается самым популярным предметом по выбору для сдачи ЕГЭ. Согласно статистике Рособрнадзора, в 2018 году обществознание сдавали 53% выпускников. При этом процент учеников, не сдавших экзамен, также традиционно высок. Почему? Потому что, на первый взгляд, кажется, что легко. Действительно, кто же сегодня не рассуждает о политике и экономике? Считается, что, чтобы «сдать общество», достаточно общей эрудиции, широкого кругозора и небольших познаний в истории и литературе.
Обычно этот миф развенчивается уже после прорешивания учеником демоверсии заданий с сайта ФИПИ и других тренировочных материалов. Либо после прохождения первых тем первого раздела «Человек и общество». К тому же экзаменационные задания и система их оценивания каждый год усложняются. Практика подтверждает, что добиться действительно высоких результатов, а не просто преодолеть минимальный порог, без основательной подготовки невозможно. И, конечно, как говорится, каждому свое, и все зависит от способностей ученика и степени его самоорганизации.
Данный миф часто вытекает из мифа номер 1. Как мы знаем, в любом деле количество обычно переходит в качество. И чем больше внимания и энергии ты уделяешь какому-либо делу, тем лучший результат получаешь на выходе.
Данный миф прямо противоположен двум предыдущим. Не стоит впадать в крайности! Как говорил Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» При работе с определениями я советую следующее:
Очень важно адаптировать сложные научные определения из книг для понимания. Поэтому упрощайте длинные и непонятные определения из учебника, «переводи их с русского языка на понятный русский». Главное – усвоить основной смысл, суть изучаемого явления или процесса, тогда сконструировать определение даже в стрессовой ситуации экзамена тебе не составит труда.
«Обществознание – это сама наша жизнь, мы не можем не знать общества, потому что мы его часть». Сегодня такие термины как «ипотека», «выборы», «средний класс» и другие прочно стали частью нашей жизни. И понимать их, грамотно использовать и правильно интерпретировать - норма современной жизни и залог успеха. Обществознание помогает ориентироваться в реальной жизни,
объективно оценивать информацию, порой потоком льющуюся на нас всех из Сети и с экранов телевизоров. На это и нацелены многие задания экзамена, в которых нужно приводить конкретные примеры из личного социального опыта, формулировать и аргументированно доказывать свое мнение. Для этого нужно быть в курсе событий, происходящих в стране и мире, ежедневно прочитывать новости и статьи. Нужно тщательно отбирать лишь нужную и полезную актуальную информацию из официальных источников. Ими могут быть федеральные издания, такие как «Российская газета», информагентства, например, «Интерфакс» и «РИА Новости», а также региональные СМИ.
К сожалению, многие учащиеся и их родители считают именно так. На самом же деле в изложении материала есть четкая логика, все взаимосвязано, системно. И конечно, не следует забывать о том, что экзамен по обществознанию проходит в письменной форме, и бумага «стерпит» отнюдь не все, отсутствие знаний она точно не простит.
III. Интернет-ресурсы
Структура экзаменационной работы по обществознанию ОГЭ
Экзаменационная работа включает 31 задание, по семи содержательным линиям, курса, сгруппированным в шесть блоков модулей:
№ |
содержательные линии |
блоки модули |
1 |
общество |
«Человек и общество»
|
2 |
человек |
|
3 |
культура |
«Сфера духовной культуры» |
4 |
экономика |
«Экономика» |
5 |
социальные отношения |
«Социальная сфера» |
6 |
политика |
«Сфера политики и социального управления» |
7 |
право |
«Право» |
Экзаменационная работа по обществознанию состоит из двух частей, которые различаются по проверяемому содержанию, уровню сложности: базовый (Б), повышенный (П), высокий (В) и количеству заданий.
Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базового, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий с кратким ответом (часть 1), с развёрнутым ответом (часть 2).
Часть 1
Первая часть работы включает 25 заданий с кратким ответом:
Задания 1–20 - экзаменуемый записывает ответ в виде ТОЛЬКО одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа:
Социальная сфера жизни общества включает в себя прежде всего отношения
1) между общественными группами
2) населения и власти
3) собственности на средства производства
4) складывающиеся в процессе производства
Задания 1–20 - имеют две разновидности:
1) задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа к нему, из которых требуется выбрать и записать один правильный:
Политическая организация критикует политику правительства в отношении пенсионеров. Какие сферы жизни общества непосредственно затрагивает эта деятельность?
1) политическую и социальную 2) экономическую и социальную
3) политическую и духовную 4) экономическую и духовную
2) задания, предлагающие для анализа два суждения (А; Б) и требующие выбора и записи цифры, соответствующей одной из четырёх предложенных оценок: верно только А; верно только Б; верны оба суждения; оба суждения неверны:
Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
А. Природа является неиссякаемым источником всех видов ресурсов для человечества.
Б. Хозяйственная деятельность общества может оказывать негативное влияние на окружающую природную среду.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Задания 21–25 - в виде последовательности цифр БЕЗ пробелов и других символов:
Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФАКТЫ |
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
А) проведение митинга в поддержку правительства |
|
Б) открытие театрального фестиваля |
1) политическая |
В) избрание президента страны |
2) экономическая |
Г) торги на товарно-сырьевой бирже |
3) духовная |
Д) принятие парламентом закона |
|
Ответ: 13121
Задания 21–25 ориентированы на выявление уровня овладения определённой группой умений. На одних и тех же позициях в различных вариантах находятся задания одного типа и одинакового уровня сложности, представляющие разные элементы содержания. Вместе с тем в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий 21–25, что в совокупности они представляют все блоки- модули.
1) соблюдение определённых норм и правил 2) создание воображаемой обстановки
3) использование различных предметов 4) целенаправленное получение знаний
Черты сходства |
Черты отличия |
||
Пояснение.
Сходства: соблюдение определённых норм и правил; использование различных предметов.
Различия: создание воображаемой обстановки (только брат); целенаправленное получение знаний (только Иван). Ответ: 1324.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ |
ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА |
А) обеспечение охраны правопорядка Б) организация работы общественного транспорта В) выплата пенсий, субсидий Г) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров Д) бесплатное обеспечение отдельных групп граждан лекарственными препаратами |
1) социальное обеспечение населения 2) производство общественных благ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Пояснение.
Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками: признак не исключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага; признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим; признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы.
Б) организация работы общественного транспорта — производство общественных благ;
В) выплата пенсий, субсидий — социальное обеспечение населения;
Г) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров — производство общественных благ;
Д) бесплатное обеспечение отдельных групп граждан лекарственными препаратами — социальное обеспечение населения. Ответ: 22121.
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.
Учёные опросили 25-летних и 55-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
1) Вопросы карьерного роста важны для молодёжи.
2) Работники старшего возраста меньше конфликтуют со своими коллегами.
3) Для значительной части работников материальные стимулы являются основными.
4) Возможность самореализации является одним из двух важнейших мотивов трудовой активности работников независимо от их возраста.
5) Роль интереса к работе как мотива трудовой активности ослабевает с возрастом.
Пояснение.1) Вопросы карьерного роста важны для молодёжи — да, верно, 25 % молодежи прилагают усилия для карьерного роста.
2) Работники старшего возраста меньше конфликтуют со своими коллегами — нет, неверно, такой вывод нельзя сделать по данным опроса.
3) Для значительной части работников материальные стимулы являются основными — да, это верно, наибольшее количество опрошенных выбрали этот фактор – 40% и 45%.
4) Возможность самореализации является одним из двух важнейших мотивов трудовой активности работников независимо от их возраста — нет, неверно, такой вывод нельзя сделать по данным опроса.
5) Роль интереса к работе как мотива трудовой активности ослабевает с возрастом — нет, неверно, такой вывод нельзя сделать по данным опроса. Ответ: 13.
1) Возможность самореализации является одним из двух важнейших мотивов трудовой активности работников независимо от их возраста.
2) Работники старшего возраста более внимательно относятся к своим коллегам.
3) Для значительной части работников материальные стимулы являются основными.
4) Вопросы карьерного роста актуальны для молодёжи.
5) С возрастом роль интереса к работе как мотива трудовой активности ослабевает.
Пояснение. 1) Возможность самореализации является одним из двух важнейших мотивов трудовой активности работников независимо от их возраста — нет, неверно, из данных опроса такой вывод сделать нельзя.
2) Работники старшего возраста более внимательно относятся к своим коллегам — нет, неверно, из данных опроса такой вывод сделать нельзя.
3) Для значительной части работников материальные стимулы являются основными — да, верно, этот мотив ведущий в каждой из групп.
4) Вопросы карьерного роста актуальны для молодёжи — да, верно, 25% молодежи именно с этой целью работают.
5) С возрастом роль интереса к работе как мотива трудовой активности ослабевает — нет, неверно, из данных опроса такой вывод сделать нельзя. Ответ: 34.
(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она читает профессиональную литературу, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Мария правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным
в профессиональной сфере.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А |
Б |
В |
|
|
|
Ответ: 112
Часть 2
Вторая часть работы включает 6 заданий (26—31) с развёрнутым ответом: экзаменуемый формулирует и записывает ответ самостоятельно в развёрнутой форме.
Задания части 2 ориентированы на выявление уровня овладения определённой группой умений. На одних и тех же позициях в различных вариантах (26—31) находятся задания одного типа и одинакового уровня сложности, представляющие разные элементы содержания.
Для записи ответов на задания этой части (26–31) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 26–31.
26.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что
самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
(Д.С. Лихачёв)
Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) роль образования в XXI в.;
2) нравственная ответственность человека науки;
3) молодые годы – время учёбы;
4) уметь найти радость в учёбе.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков пунктов.
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение задания 26 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста – 2 балла
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста – 1 балл.
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов.
Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;
2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.
Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение задания 27 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл
Правильно указаны роль и два качества – 2 балла
Правильно указана только роль ИЛИ правильно указаны роль и одно качество
ИЛИ правильно указаны только два качества – 1 балл
Правильно указано только одно качество ИЛИ ответ неправильный – 0 баллов
Могут быть указаны следующие причины:
1) знания всё растут и усложняются;
2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.
Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение задания 28 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл
Правильно указаны две причины - 2 балла
Правильно указана одна причина- 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни;
2) два примера с указанием качеств, допустим:
− занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;
− чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.
Дан ответ на вопрос, приведены два примера, в каждом случае указаны качества – 3 балла
Дан ответ на вопрос, приведены один-два примера, качества указаны только для одной из форм.
ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведён один пример, качества указаны для двух форм.
ИЛИ Приведены два примера, в каждом случае указаны качества – 2 балла.
Дан ответ на вопрос, приведены два примера. ИЛИ Дан ответ на вопрос, указаны качества для двух форм (формы не названы, но понятны из контекста). ИЛИ Приведены два примера, качества указаны для одной из форм. ИЛИ Приведён один пример, качества указаны для одной-двух форм – 1балл
Могут быть даны такие объяснения.
Человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происходит в век машин и роботов», так как:
1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью человека,
характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились;
2) развивающаяся техника и технологии не только оказывают позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества.
Могут быть даны другие объяснения
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение задания 30 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл
Даны два объяснения – 2 балла
Дано одно объяснение – 1 балл
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов
Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):
1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать;
2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение задания 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл
Приведены два аргумента (объяснения) – 2 балла
Приведён один аргумент (объяснение) – 1балл
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 39 баллами. Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается 1 баллом.
Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.
Таблица перевода баллов в оценки ОГЭ обществознание
Отметка по пятибалльной шкале |
2 |
3 |
4 |
5 |
Общий балл |
0 – 14 |
15 – 24 |
25 – 33 |
34 – 39 |
Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам.
«Умственный паразитизм вообще распространен в нашей средней школе;
готовые правила и выводы,
услужливый учитель и учебник, где есть все, что требует экзаменатор,
стали стеной между учеником и миром;
за этой стеной ученик ничего не видит своими глазами, не соображает своим умом,
его память воспринимает только чужие наблюдения, чужие правила, чужие мысли.
Ничего своего – вот девиз такой школы и такой учебы. Умственное рабство – вот ее результат»
В.П. Вахтеров, русский педагог, публицист,
конец 19-го – начало 20-го века
Задание 29 - Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе
напишите мини-сочинение.
Как правильно написать эссе?
Нужно для начала знать, что это такое. Эссе- (от фр. еssai – опыт, проба, попытка, набросок)
прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и
представляющее собой попытку непринужденно передать индивидуальную позицию автора,
опираясь на разговорную речь.
Необходимо следовать ряду условий:
экономике и правоведению);
ставшей предметом анализа проблемой и отличаться корректностью в их использовании;
повествования, внутреннее смысловое единство, небольшой объем, продуманная структура
(смысловое содержание тезиса, теоретическая аргументация, фактическая аргументация).
Задание 29 является комплексным (проверяет целый ряд интеллектуальных умений и связанных с ними видов деятельности
Пример задания 29 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе
напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей
затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
Универсальный алгоритм для написания эссе
Рассмотрим схему оценивания
№ |
Критерии оценивания ответа на задание 29 |
Баллы |
29.1
|
Раскрытие смысла высказывания |
1 |
Смысл высказывания раскрыт: верно выделена основная идея, связанная с содержанием обществоведческого курса и/или сформулирован тезис в контексте высказывания, который требует обоснования |
|
|
Смысл высказывания не раскрыт: основная идея не выделена/тезис не сформулирован |
0 |
|
Указание по оцениванию: Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания , выставляется 0 баллов |
||
29.2 |
Теоретическое содержание мини-сочинения (Объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие теоретических положений, рассуждений, выводов) |
2 |
В контексте каждой выделенной идеи/ тезиса приведены связанные между собой объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), теоретические положения, рассуждения, выводы |
2 |
|
В контексте каждой выделенной идеи/ тезиса приведены отдельные, не связанные между собой рассуждениями понятия и/или положения. ИЛИ В ответе наряду с относящимися к одной или нескольким идеям/тезисам приведены понятия и /или положения, не относящиеся к ним |
1 |
|
Теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения, выводы отсутствуют или не связаны с темой) |
0 |
|
29.3
|
Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов |
1 |
Отсутствуют ошибочные с точки зрения научного обществознания положения |
1 |
|
В ответе имеются ошибочные с точки зрения научного обществознания положения |
0 |
|
29.4
|
Качество приводимых фактов и примеров |
2 |
Указание по оцениванию: 1. При оценивании могут быть зачтены только факты/примеры, явно связанные с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом. 2. При оценивании засчитываются только сформулированные развёрнуто корректные факты /примеры. 3. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании. |
||
Приведено не менее двух фактов/примеров из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников |
2 |
|
Приведён только один факт/пример. ИЛИ Приведены факты/примеры из источников одного типа |
1 |
|
Факты/ примеры отсутствуют. ИЛИ Ни один из приведённых фактов/примеров явно не связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом. ИЛИ Ни один из приведённых фактов/примеров не сформулирован развёрнуто |
0 |
|
Максимальный балл 6 |
Основания для более высокого балла.
1. Четко сформулировано и раскрыто собственное мнение.
2. Приведена развернутая аргументация.
3. Дан один аргумент, но достаточно четкий и конкретный.
4. Привлечен личный опыт и использован в качестве примера.
5. Уместно использованы понятия обществоведческого курса.
6. Применены знания курса к конкретной ситуации.
7. Сформулированы положения и использованы понятия, относящиеся к иной (по сравнению с указанной) научной области, но позволяющие глубже раскрыть проблему.
Основания для более низкого балла.
1. Формально отражена личная позиция. Собственное мнение сформулировано недостаточно четко.
2. Ответ и аргументация уходят в сторону от предложенной темы.
3. Стиль рассуждения не характерен для обществоведческой тематики.
4. Аргументация дана на бытовом или декларативном уровне.
5. Дана обширная, но достаточно путаная аргументация при непоследовательном изложении.
6. Аргументы поясняют отношение к проблеме лишь отчасти.
7. Допущены содержательные ошибки.
8. Даются утверждения общего характера, не имеющего отношения к заявленной теме.
Выбирая проблему, ты должен быть уверен в том, что:
Чего следует избегать при написании эссе
Читайте больше публицистических статей, смотрите новости, знакомьтесь с содержанием ленты событий в Интернете, просмотрите еще раз учебники Всеобщей истории и Истории России, и у вас все получится!
document Пошаговая инструкция для написания эссе (15 KB)
Удачи тем, кто учит – покоя тем, кто спит!
Задание 28 - составление плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.
При выполнении заданий данного типа выявляются умения: систематизировать и обобщать социальную информацию; устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов.
Пример задания 28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общественный прогресс». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или
более детализированы в подпунктах.
Рассмотрим схему оценивания
Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы, по существу. Из них один пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах; другой пункт может не быть детализирован ИЛИ быть подпунктом |
||
№ |
Критерии оценивания ответа на задание 28 |
Баллы |
28.1
|
1. Раскрытие темы 2 |
2 |
План содержит два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Один из этих пунктов детализирован в подпунктах |
|
|
План содержит один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот пункт детализирован в подпунктах. ИЛИ План содержит два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Ни один из этих пунктов не детализирован в подпунктах |
1 |
|
Все иные ситуации |
0 |
|
Указание по оцениванию: Если по критерию 28.1 (раскрытие темы), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов |
||
28.2 |
2. Количество пунктов плана 1 |
1 |
Указание по оцениванию: Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании |
||
Не менее трёх, два из которых детализированы в подпунктах |
1 |
|
Все иные ситуации |
0 |
|
28.3
|
3. Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана |
1 |
Формулировки пунктов и подпунктов плана не содержат ошибок и неточностей |
1 |
|
В формулировках пунктов и/или подпунктов плана содержатся неточности и/или ошибки |
0 |
|
Максимальный балл 4 |
При выполнении такого типа задания нужно показать не только знания по заданной теме по существу, но и умение видеть проблему или тему целиком, различать ее структуру, возможные связи и соподчинения. Составить план- это значит представить или создать мысленно тот идеальный текст, который будет структурироваться и демонстрироваться в виде плана. Можно использовать универсальный алгоритм:
Универсальный алгоритм для составления плана
Пример: «Общественный прогресс»
Рекомендации:
Введите свой запрос